В сфере SEO существует условное разделение поисковых запросов на коммерческие и некоммерческие. Каждая из групп имеет свои особенности, которые учитываются при подборе составляющих элементов семантического ядра, оптимизации и продвижении сайтов.
Понятие коммерческих и некоммерческих запросов
➥Коммерческими запросами называют слова/фразы, отражающие потребность в каком-либо товаре (услуге). Допустим, человек ищет, где приобрести телевизор или заказать услуги оптимизации сайта. Он вводит запрос «купить телевизор Panasonic» и «заказать оптимизацию сайта в Москве» соответственно. Эти запросы будут считаться коммерческими. При их использовании люди имеют потребность совершения покупки.
➥Если потребности в покупке нет, и пользователи ищут информацию о самостоятельной оптимизации сайта или настройке телевизора, то в поиске они вводят некоммерческие запросы. Пример: «статьи о поисковой оптимизации», «самостоятельная оптимизация сайта», «инструкция к телевизору Panasonic».
➥Разделение на группы условно, потому что нельзя со 100% уверенностью сказать, что тот или иной запрос является коммерческим. Поисковая система часто не может определить, что именно хочет получить пользователь. Например, если при поиске был введен общий запрос из 1-2 слов, не детализирующих информацию. В этом случае Яндекс использует технологию «Спектр».
Мадридский договор
➥Впервые о разделении поисковых запросов зашла речь после озвучивания Мадридского доклада. В то время представители Яндекса заявили, что система научилась отличать покупные ссылки, и теперь их влияние не будет учитываться при ранжировании сайтов. В то же время в докладе отмечался тот факт, что для коммерческих сайтов именно покупные ссылки могут использоваться как мера качества ресурса. Если владелец готов тратить деньги на приобретение качественных внешних ссылок – значит, его проект достоин внимания и хороших позиций в выдаче.
➥Разделение запросов тесно связано с таким параметром, как геозависимость. В основном коммерческие запросы геозависимы. Если пользователи ищут что-то конкретное в своем городе, то существует большая вероятность того, что они хотят приобрести этот товар или услугу.
Технология «Спектр»
➥Когда пользователи используют запросы общего характера или многозначные запросы (телевизоры, окна, торты и т.п.), то поисковая система не может точно определить, какого плана информацию хочет получить человек. Может быть, он хочет найти информацию об установке окон или заказать окна в квартиру. Возможно, пользователь ищет рецепт торта или хочет заказать изготовление десерта на заказ.
➥В таких случаях Яндекс использует технологию «Спектр». Суть ее действия заключается в том, что в ответ на общий запрос пользователя в результатах выдачи появляются как коммерческие, так и некоммерческие сайты. При этом соотношение коммерческих ресурсов к информационным составляет, в среднем, 80% и 20%. На первых позициях находятся сайты, предлагающие купить искомый предмет, далее идут некоммерческие ресурсы с полезной информацией по теме запроса.
➥Постепенно Яндекс собирает сведения о поведении пользователей, и результаты выдачи изменяются с учетом этой информации. Если людей, использующих запрос «торты», интересовала информация о рецептах, то соотношение между коммерческими и некоммерческими сайтами в результатах выдачи изменяется в сторону увеличения количества последних. Таким образом, Яндекс реагирует на поведение пользователей и учитывает их реакцию при формировании поисковой выдачи.